Практика применения динамической геометрии GeoGebra в вузах при преподавании дисциплин строительного направления

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Н.В. Адамчук
Г.М. Андреевская
Е.Ю. Федорова

Аннотация

Развитие одного из методов обучения – дистанционного – становится в последнее время стремительным и всеобъемлющим. Перед преподавателями высших учебных заведений, особенно технических специальностей, к которым безусловно относятся и строительные, возникает сложная задача – как трансформировать учебный материал в современные цифровые формы, как сделать процесс обучения гибким, увлекательным, удобным для студента и преподавателя. Практика работы со специальностями строительного направления в Одесском национальном морском университете показала, что одним из решений есть использование инструмента − динамическая геометрия GeoGebra. Программа GeoGebra – это динамическая математическая программа для всех уровней образования. В рамках высших учебных заведений она может быть использована в целом ряде общеобразовательных дисциплин, а также специальных дисциплин (теоретическая механика, строительная механика, строительные конструкции, гидрометрии и инженерных изысканиях и т.д.) для решения класса задач, где востребован графо-аналитический подход. GeoGebra может быть встроена в распространенную систему дистанционного образования Moodle как самостоятельный компонент или использована как тип вопроса при тестировании. Программа имеет обширный набор инструментов для выполнения различных геометрических построений и расчетов: точки, отрезки, линии, лучи, пересечения, касательные, вектора, параллельный перенос, симметрия, углы, площади и т.п. Кроме этого существуют элементы для управления задачей и средой окружения. В рамках данной статьи рассматривается простой пример графической задачи (в среде GeoGebra) – построение многоугольника сил для определения усилий в элементах фермы. Предлагается выполнить ряд геометрических построений и таким образом найти недостающие вектора усилий. Следует отметить, что этот пример достаточно универсален и может быть перенесен на ряд других задач, требующих использовать сложение векторов. Например, при решении векторной задачи на определение средней скорости течения. Помимо графического построения, показано − как подготовить задачу с динамически изменяющимися исходными данными. Это позволит избежать однообразия при работе с задачей. Кроме того, представлен подход, для выставления оценки в автоматическом режиме. Преподаватель получает возможность создать обширный набор графо-аналитических задач с удобным интерфейсом для проверки работ выполненных студентами.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Адамчук, Н., Андреевская, Г., & Федорова, Е. (2021). Практика применения динамической геометрии GeoGebra в вузах при преподавании дисциплин строительного направления. Весник Одеского национального морского университета, (66), 60-73. https://doi.org/10.47049/2226-1893-2021-3-60-73
Раздел
Гидротехническое строительство
Биографии авторов

Н.В. Адамчук, Одесский национальный морской университет

к.т.н, доцент кафедры «Гражданская инженерия и архитектура»

Г.М. Андреевская, Одесский национальный морской университет

к.геогр.н, доцент кафедры «Гражданская инженерия и архитектура»

Е.Ю. Федорова, Одесский национальный морской университет

к.т.н, доцент кафедры «Гражданская инженерия и архитектура»

Литература

1. Elektronnyi resurs. Sait Moodle. URL: https://stats.moodle.org
2. Elektronnyi resurs. Sait GeoGebra. URL: https://www.geogebra.org
3. Elektronnyi resurs. Pryklad vykonannia. URL:https://www.geogebra.org/classic/smwrwcfa
4. Verkhovod V.P. Yzuchenye kynematycheskoi heometryy ploskykh mekhanyzmov v Systeme GEOGEBRA/ Teoryia Mekhanyzmov y Mashyn. 2010. № 2. Tom 10. URL: http://tmm.spbstu.ru/20/7_verkhovod_20.pdf
5. Zyatdynov R.A. Heometrycheskoe modelyrovanye y reshenye zadach proektyvnoi heometryy v systeme GeoGebra // Materyalы konferentsyy «Molodezh y sovremennыe ynformatsyonnыe tekhnolohyy», Tomskyi polytekhnycheskyi unyversytet, h. Tomsk. 2010. S. 168-170. URL: http://msit.tpu.ru/files/conf_2010_p1.pdf
6. Zynyna A.Y. Yspolzovanye GeoGebra v obuchenyy matematyky v vuze / Dostyzhenyia y prylozhenyia sovremennoi matematyky y fyzyky / Materyalы VI Vserossyiskoi nauchno-praktycheskoi zaochnoi konferentsyy. 2017. Yzdatelstvo: Bashkyrskyi hosudarstvennыi unyversytet. URL: http://msit.tpu.ru/files/conf_2010_p1.pdf
7. Semenykhyna O.V., Durshlah M.H., Bezuhlыi D.S. Ynteraktyvnыe appletы kak sredstva kompiuternoi vyzualyzatsyy matematycheskykh znanyi y osobennosty ykh razrabotky v GeoGebra / Kompiuter v shkole y seme, 2016. URL: http://repository.sspu.sumy.ua/handle/123456789/1008.
8. Semenikhina O.V., Drushliak M.H. The Necessity to Reform Mathematics Education in Ukraine - 2015 - repository.sspu.sumy.ua. URL: https://repository.sspu.sumy.ua/bitstream/123456789/1025/1/journal-of-research-ininnovative-teaching-volume-8.pdf
9. Bezuhlыi D.S. Tekhnolohyia sozdanyia эlektronnoho uchebnyka s vstroennыmy ynteraktyvnumy apletamy / Fyzyko-matematycheskoe obrazovanye: nauchnui zhurnal / Mynysterstvo obrazovanyia y nauky Ukrayne, Sumskoi hosudarstvennui pedahohycheskyi unyversytet ymeny A.S. Makarenko, fyzyko-matematycheskyi fakultet - Sumy: SumHPU ymeny A.S. Makarenko, 2016. - Vup. 2 (8). - S. 23-28. URL: http://repository.sspu.edu.ua/handle/123456789/1016